Главное меню:
Гидрометслужба Чукотки
в годы Великой Отечественной войны
Формирование гидрометслужбы на востоке Арктики тесно связано с хозяйственным освоением Чукотки и деятельностью Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП), созданного в 1932 году. Заложенный государством Северный морской путь (СМП) от Мурманска до бухты Гавриила во время Великой Отечественной войны сыграл одну из важнейших ролей в обеспечении жизнедеятельности предприятий Таймыра, Якутии и Чукотки.
К началу войны на Чукотке уже работали 14 полярных станций. Работники ежесуточно, в любую погоду, строго через каждые три часа вели наблюдения за состоянием погоды и льда в районе своих станций. Информацию с помощью радиостанций, азбукой Морзе по особому шрифту, определенным кодом сообщали в Районные радиометцентры (РМЦ). В РМЦ полученную информацию анализировали с целью выдачи прогнозов погоды и ледовых рекомендаций для плавания судов на трассе. По Северному морскому пути в годы войны шли основные товары и продовольствие предприятиям Севера, а Чукотка превратилась в основного поставщика необходимого для обороны страны олова.
С началом войны по всей стране начался сбор средств и ценностей в фонд обороны. Полярники ежемесячно отчисляли в фонд заработок трех дней. Когда на Чукотке начался сбор средств на боевую технику и строительство танковой колонны «Советский полярник», зимовщики мыса Шмидта перечислили 137 тысяч рублей. В октябре 1941 года полярная станция организовала обучение мужчин от 16 до 50 лет основам военного дела и санитарной подготовки. Осенью 1942 года полярники мыса Шмидта взяли шефство над детским домом, расположенном на реке Клязьме под Москвой. Первой их помощью стала большая партия теплой одежды, обуви, продуктов. Вскоре в шефскую работу включились практически все жители мыса Шмидта.
После нападения в 1944 году на полярную станцию мыса Стерлигова, на все станции поступил приказ сменить шифры, установить непрерывные наблюдения за морем, воздухом и сушей, создать резервные станции. Эти резервные станции строились своими силами из наличных материалов на некотором расстоянии от поселков и полярных станций, в местах, скрытых от противника, пришедшего с моря. Сотрудниками полярной станции мыса Шмидта в 90 километрах к западу была организована запасная база – несколько домиков на полозьях, в которых находились запасы продовольствия, топливо, одежда и радиостанция, на случай, если основная станция будет уничтожена. На утесе Вебера был организован наблюдательный пункт.
В 1944 году на косе Двух Пилотов по предложению шмидтовских полярников был открыт гидрометеорологический пункт для улучшения гидрометеорологического обслуживания плавания судов на участке трассы между мысом Шмидта и Ванкаремом.
Неоценимую услугу во время войны оказали метеорологи Уэлена, Лаврентия, Залива Креста, Анадыря, Эньмувеема, Танюрера, Маркова, Беринговского в метеообеспечении полетов по перегону по ленд-
Несмотря на тяжелые военные условия, работники полярных станций продолжали систематическое накапливание научных данных, вели метеорологические, геофизические, гидрологические наблюдения.
9 Мая работники ФГБУ «Чукотское УГМС», с семьями, приняли активное участие в праздновании 70-